TeamLead
Toggle Dark/Light/Auto mode Toggle Dark/Light/Auto mode Toggle Dark/Light/Auto mode Back to homepage

Что делать, если конфликт не удаётся решить

Конфликт не всегда удаётся разрешить. Вы нашли общую цель, сформулировали аргументы, обсудили конфликт и зафиксировали договорённости — но это ни к чему не привело. Это может быть связано с разными причинами.

Участники затянули с обсуждением накопившихся противоречий и уже не готовы к конструктивному диалогу. Для них конфликт из рабочего превратился в личный.

Ситуация. Младший дизайнер обвинил старшего в том, что тот слишком придирается к его макетам без серьёзных аргументов. Из-за этого ему часто приходилось задерживаться на работе, доводя лендинги до «того самого результата». В итоге джун высказал предположение, что старший не спешит домой, потому что его не рады там видеть из-за особенностей его характера.

У такого конфликта есть все шансы перерасти в личную неприязнь, преодолеть которую будет крайне сложно.

Стороны не в первый раз входят в похожий конфликт. Уже были попытки договориться, и это не сработало.

Один из разработчиков регулярно срывает сроки по своим задачам, не предупредив об этом заранее, чем подводит всю команду. Когда конфликт случился впервые, пришли к договорённости: срыв сроков — неприятно, но не смертельно, главное — предупредить команду. Разработчик согласился следовать этому правилу, но вскоре стало понятно, что ситуация не изменилась.

Противоречия между участниками принципиальны: они столкнулись на уровне ценностей или взглядов на мир. Не выходит найти такое решение, с которым обе стороны согласятся.

Коллеги на проекте ведут разные образы жизни. Одному важен баланс между работой и личной жизнью, чтобы успевать провести время с семьей. Другой стремится оперативно выполнять задачи, превосходя ожидания заказчика: он рассчитывает на повышение зарплаты и часто работает на выходных. При этом первый считает, что коллега перерабатывает «демонстративно», стараясь заслужить лояльность начальства, а второй уверен, что первый работает медленно и недостаточно тщательно, поэтому не доверяет ему важные задачи. В ходе работы над общим проектом постоянно вспыхивают конфликты, а найти общее решение не получается.

Невозможность решить конфликт — неприятное развитие событий, но к нему стоит быть готовым и открытым.

Если не получается решить конфликт, надо ограничить взаимодействие между его участниками

Если участники не смогли решить конфликт самостоятельно и медиатор тоже не помог, стоит рассмотреть другую стратегию. Договориться о правилах общения и максимально ограничить взаимодействие. Так поводов для новых столкновений будет меньше.

Перераспределить обязанности в команде так, чтобы сотрудники, между которыми конфликт, меньше пересекались в рабочих задачах.

Пример. Разработчик и тестировщик повздорили, тимлид попробовал помочь им решить конфликт, но ничего не вышло. Возможный выход: перераспределить задачи в команде QA и сделать так, чтобы тестировщик проверял фичи, которыми занимается другой разработчик.

Иногда нет возможности развести сотрудников: например, команда слишком маленькая. В этом случае можно свести общение разработчика и тестировщика к обмену тикетами в системе трекинга задач и при любом разногласии привлекать руководителя. Это увеличит нагрузку тимлида, но может оказаться меньшим из зол для команды.

Если перераспределить обязанности и уменьшить взаимодействие между конфликтующими сотрудниками нельзя, то стоит подумать о переводе одного из них в другую команду или об увольнении.

Пример. Фронтенд- и бэкенд-разработчики занимаются одним проектом и регулярно конфликтуют. Они пробовали договориться о формате совместной работы, но это не помогло. Конфликт мешает команде: влияет на атмосферу и растягивает принятие решений.

В такой ситуации тимлид может договориться о переводе одного из сотрудников в другой проект. Если это невозможно — уволить одного из них.

Конечно, это радикальное решение, и оно может быть невыгодным для команды и проекта. Скажем, оба разработчика — уникальные специалисты, и найти им замену сложно. В этом случае важно оценить реальное влияние конфликта на команду и общий результат. Может оказаться, что напряжённые отношения между разработчиками стоят команде слишком дорого. Например, из-за них проект движется медленно, а участники команды устали от постоянной ругани и демотивированы. В этом случае перевод или увольнение будет сложным, но оправданным решением.

Решение конфликтов — навык, который часто нужен в командной работе. Он пригодится, если вы тимлид или планируете им стать. Чем дальше вы продвинулись в карьере, тем выше может быть стоимость конфликтов. Одно дело, когда столкнулись джуниоры: обычно они работают над простыми задачами, и кого-то из них несложно перевести в другой проект. Когда конфликтуют сениоры, перестановка может оказаться невозможной.

Если вы умеете вовремя обнаруживать и эффективно разрешать противоречия (и как сторона конфликта, и как посредник), ваша ценность для команды и работодателя выше. Развивать этот навык можно, взяв на себя роль наставника.