TeamLead
Toggle Dark/Light/Auto mode Toggle Dark/Light/Auto mode Toggle Dark/Light/Auto mode Back to homepage

Команда

IT — командная сфера, где мотивация существует не только на уровне сотрудников, но и на уровне проектных команд.

Google в одном из исследований изучал причины успехов и неудач своих проектных команд. Сначала смотрели на уровень специалистов: предполагалось, что если в команде «звёздные» сотрудники, то и работать она должна лучше. На деле оказалось, что для успеха важнее взаимоотношения: когда все на одной волне, в команде меньше споров и обсуждений, а эффективность совместной работы выше.

В Google выделили пять факторов, которые сильнее прочих влияют на командную мотивацию:

  1. Психологическая безопасность. Каждый может задавать вопросы, возражать и сомневаться без опасений, что это вызовет раздражение или смех. Иначе команда молчит и не генерирует новые идеи.

  2. Надёжность. Каждый уверен, что коллеги выполнят свою часть работы качественно и в срок. Иначе все пытаются контролировать всех, распыляясь и вступая в конфликты.

  3. Чёткие границы ответственности. Каждый знает распределение ролей и задач внутри команды. Иначе в проекте появляются «чёрные» и «белые» пятна: за «чёрные» пятна отвечают сразу несколько человек, которые регулярно спорят, а за «белые» пятна отвечают сразу все, то есть никто конкретно.

  4. Значимость. Каждый воспринимает свою часть работы как важную и ценную. Иначе нет нематериальной мотивации, без которой не будет и выдающихся результатов.

  5. Влияние. Каждый видит свой вклад в общий успех в виде отзывов, роста продаж, восторженных рецензий и т. д. Иначе возникает ощущение бессмысленной работы «в стол».

Оценить взаимоотношения в команде можно по её поведению:

Успешная команда

Проблемная команда

Коммуникация
свободный обмен мнениями и обсуждение всех вариантов

Коммуникация
споры и взаимные обвинения либо безучастное молчание

Согласованность
внимание к задачам друг друга, сверка сроков, готовность помочь

Согласованность
уход с работы «когда удобно», игнорирование проблем коллег, формализм

Единство целей
цели и планы вырабатываются совместно

Единство целей
приоритет «своей» работе без оглядки на общую ситуацию

Вовлечение
инициатива, проактивность, принятие обязательств

Вовлечение
пассивность, нежелание брать ответственность, работа по поручениям