Игры, в которые играют люди

Книга “Игры, в которые играют люди” написана Эриком Берном, основателем трансакционного анализа, и впервые была опубликована в 1964 году. Это одна из наиболее известных книг в области психотерапии, и она знакомит читателя с концепцией “игр” в контексте межличностных отношений.
В книге описывается, как люди взаимодействуют друг с другом на основе установленных сценариев или “игр”, которые часто неосознанно повторяются из раза в раз. Эти “игры” – это повторяющиеся паттерны поведения, которые люди используют для достижения своих скрытых мотивов, часто связанных с их детством или прошлыми травмами.
Берн разделяет “игры” на различные категории, включая жизненные игры, маритальные игры, игры в сексуальных отношениях и многие другие. Примеры таких игр: “Обидь меня”, “У тебя проблемы”, “После тебя, Альфонс!” и т.д.
Одной из ключевых идей трансакционного анализа, представленного в книге, является концепция трёх “состояний Я”: Ребенок, Взрослый и Родитель. Эти состояния представляют разные аспекты личности и способы взаимодействия с окружающим миром.
Эти состояния представляют различные аспекты личности человека и описывают, каким образом человек реагирует на различные ситуации в зависимости от того, из какого состояния он взаимодействует с окружающим миром.
Родитель (“Parent”)
- Это внутренний голос, который критикует или направляет нас, базируясь на убеждениях и сообщениях, которые мы получили от своих родителей и других значимых взрослых в раннем детстве.
- В этом состоянии мы часто даем советы, критикуем или защищаем других.
- Родитель может быть как “Критикующим Родителем” (например, когда мы говорим себе “ты не должен этого делать”), так и “Заботливым Родителем” (когда мы проявляем заботу и поддержку).
Взрослый (“Adult”)
- Это рациональное, логичное состояние личности.
- В этом состоянии мы анализируем информацию, принимаем решения на основе фактов и текущей реальности, без вмешательства эмоций или предвзятости из прошлого.
- Это “здесь и сейчас” состояние, которое позволяет нам реагировать адекватно на текущую ситуацию.
Ребенок (“Child”)
- Это эмоциональное состояние, которое проявляется в наших первых реакциях на события и основывается на наших опытах из раннего детства.
- В этом состоянии мы часто реагируем эмоционально и неосознанно, иногда повторяя паттерны поведения из детства.
- Ребенок может быть как “Послушным Ребенком” (когда мы чувствуем себя уязвимыми или ищем одобрение), так и “Восставшим Ребенком” (когда мы противимся или действуем импульсивно).
Трансакционный анализ использует эту модель, чтобы помочь людям понять, из какого состояния они взаимодействуют в различных ситуациях и как это влияет на их отношения с другими. Так, например, если двое людей ведут диалог, находясь в состоянии “Ребенка”, это может привести к конфликтам, основанным на эмоциях, в то время как общение из состояния “Взрослого” будет более продуктивным и рациональным.
Использование концепции трёх “состояний Я” из трансакционного анализа в управлении командой может помочь менеджерам и лидерам эффективнее взаимодействовать с коллегами, разрешать конфликты и создавать более гармоничные отношения внутри команды. Вот как можно применить эту концепцию:
Понимание мотивов и реакций сотрудников
- Распознавая состояния “Я” у себя и у других, лидер может понять, почему сотрудник реагирует определенным образом. Если, например, сотрудник часто реагирует оборонительно (из состояния “Восставшего Ребенка”), то возможно, он чувствует, что его критикуют или не ценят.
Эффективное общение
- Для достижения наилучших результатов в общении с командой менеджеру следует взаимодействовать из состояния “Взрослого”. Это поможет предотвратить недопонимание и уберечь команду от ненужных конфликтов.
- Если обнаруживается, что диалог скатывается к эмоциональным реакциям или патернальным советам, лидер может сознательно вернуться к рациональному состоянию “Взрослого” для более продуктивного общения.
Разрешение конфликтов
- Понимая, из какого “состояния Я” происходит конфликт, можно быстрее найти способ его разрешения. Например, если оба участника конфликта находятся в состоянии “Ребенка”, менеджеру стоит помочь им вернуться к более взрослому и рациональному взгляду на проблему.
Обучение и развитие
- Различные состояния “Я” могут влиять на способность сотрудников к обучению. К примеру, сотрудник в состоянии “Послушного Ребенка” может не задавать вопросов или не высказывать своего мнения, даже если у него есть проблемы. Распознавая такие моменты, лидер может стимулировать сотрудника выразить свои мысли и чувства.
Усиление мотивации
- Лидеры могут использовать понимание состояний “Я” для мотивации сотрудников. Например, поощрение из состояния “Заботливого Родителя” может быть эффективным для сотрудника, который нуждается в поддержке.
Саморефлексия для руководителя
- Руководители также могут использовать концепцию трёх “состояний Я” для анализа своего поведения и коррекции своего стиля управления.
Применяя трансакционный анализ в управлении командой, можно создать более открытую, понимающую и поддерживающую рабочую атмосферу.
Книга “Игры, в которые играют люди” стала популярной благодаря доступному и понятному языку, а также благодаря возможности применения её идей в повседневной жизни. Многие люди нашли в ней инструменты для понимания и изменения своих поведенческих паттернов и улучшения своих отношений.
Поделиться: